ЦРУ и средства массовой информации (часть 2)

ЦРУ и средства массовой информации (часть 2)

Читать начало «ЦРУ и средства массовой информации»

2. Columbia Broadcasting System. CBS была, несомненно, самым ценным вещательным активом ЦРУ. Президент CBS Уильям Пейли (William Paley) и Аллен Даллес были удовлетворены своими простыми рабочими и социальными отношениями. На протяжении многих лет сеть оказывала услуги по прикрытию для сотрудников ЦРУ, в том числе, по крайней мере, одному известному иностранному корреспонденту и нескольким нештатным корреспондентам. Она предоставляла ЦРУ съемочный материал, не вошедший в репортажи, установила официальный канал связи между главами вашингтонского бюро и Агентства, предоставила Агентству доступ к библиотеке репортажей CBS, а также позволяла ЦРУ регулярно контролировать отчеты корреспондентов CBS, направляемые ими в штаб-квартиры станции в Вашингтоне и Нью-Йорке. Раз в год в 50-х и начале 60-х годов, корреспонденты CBS приглашались в ЦРУ на частные ужины и брифинги.

Детали сотрудничества CBS и ЦРУ были разработаны совместно подчиненными Даллеса и Пейли. "Глава компании не хотел знать деталей, и директор тоже", - сказал сотрудник ЦРУ. - "Оба назначили помощников для выработки условий. Это позволило им находиться над схваткой". Д-р Фрэнк Стэнтон (Frank Stanton), в течение 25 лет являвшийся президентом вещательной сети, был в курсе об общей договоренности Пейли и Даллеса, в том числе и об операции прикрытия, как говорят документы ЦРУ. В прошлом году в интервью Стэнтон сказал, что он не может вспомнить никаких договоренностей о работе под прикрытием. Но официальным лицом, назначенным Пейли для контактов с Агентством, являлся Сиг Микельсон (Sig Mickelson), президент CBS News в период между 1954 и 1961 гг. Однажды Микельсон пожаловался Стэнтону о том, что ему приходится использовать обычную платную телефонную линию для звонков в ЦРУ, и Стэнтон предложил для этой цели установить частную линию, минующую центральный коммутатор CBS. По информации от Микельсона, так и было сделано. Сейчас Микельсон является президентом Радио Свободная Европа и Радио Свобода, которые связаны с ЦРУ на протяжении многих лет.

3.Журналы Time и Newsweek. По данным источников ЦРУ и Сената, документы агентства содержат письменные соглашения с бывшим иностранными корреспондентами и нештатными корреспондентами, работавшими на оба еженедельных издания. Те же источники отказались говорить о том, прекратило ли ЦРУ отношения с людьми, которые работают на оба эти журнала. Аллен Даллес добивался сотрудничества у своего хорошего друга, ныне покойного основателя журналов Time и Life Генри Люса (Henry Luce), который с готовностью позволил некоторым своим сотрудникам работать на агентство и согласился предоставить рабочие места и прикрытие для оперативников ЦРУ, которым не хватало журналистского опыта.

На протяжении многих лет личным эмиссаром Люса в ЦРУ был Ч. Д. Джексон (C. D. Jackson), вице-президент Time Inc., который был издателем журнала с 1960 и до своей смерти в 1964 году. В свою бытность исполнительным директором Time Джексон был соавтором спонсируемого ЦРУ исследования, имеющего целью разработку рекомендаций по реорганизации американских спецслужб в начале 50-х годов. Джексон, деятельность которого в Time/ Life была прервана на один год службой в Белом доме в качестве помощника президента Дуайта Эйзенхауэра, утвердил конкретные механизмы обеспечения сотрудников ЦРУ крышей Time/ Life. Некоторые из этих механизмов были приняты с ведома жены Люса Клэр Бут (Clare Boothe). Другие меры по обеспечению прикрытия, по словам сотруднико ЦРУ (в том числе тех, кто имел дело с Люсом), были сделаны с ведома Хедли Донована (Hedley Donovan), который в настоящее время является главным редактором Time Inc. Донован, который руководил редакционной политикой Time Inc. в 1959 году, в телефонном интервью отрицал, что он что-либо знал о подобной договоренности. "Я никогда не касался этого, и был бы очень удивлен, если бы Люс когда-либо утвердил подобные соглашения," - сказал Донован. - "Люс был очень скрупулезным в вопросе разделения журналистики и деятельности правительства".

В 50-х и начале 60-х годов иностранные корреспонденты журнала Time принимали участие в "отчетных" обедах ЦРУ, аналогичных тем, которые ЦРУ организовывало для CBS. И Люс, по данным ЦРУ, сделал обычной практикой отчеты перед Даллесом или другими высшими должностными лицами Агентства, когда он возвращался из своих частых поездок за границу. Люс и те, кто руководил этими журналами 50-х и 60-х годах, призывали своих иностранных корреспондентов оказывать помощь ЦРУ, в частности, передавая сведения, которые могут быть полезны Агентству в разведывательных целях или вербовке иностранцев.

Как сообщали источники агентства Newsweek, ЦРУ пользовалось услугами "нескольких иностранных корреспондентов и нештатников в соответствии с договоренностями, утвержденными главным редактором журнала". Нештатный корреспондент Newsweek в Риме в середине пятидесятых годов скрывал информацию о том, что он работал на ЦРУ. Малькольм Мур (Malcolm Muir), редактор Newsweek со дня его основания в 1937 году до его продажи Washington Post, в 1961 году, заявил в недавнем интервью, что его отношения с ЦРУ ограничивались частными отчетами перед Алленом Даллесом после поездок за границу и договоренностями о регулярном опросе корреспондентов агентства Newsweek, которые он утвердил. Он сказал, что никогда на предоставлял прикрытие Newsweek оперативникам ЦРУ, хотя другие высокопоставленные сотрудники могли сделать это и без его ведома.

4. Louisville Courier-Journal. С декабря 1964 до марта 1965 года тайный оперативник ЦРУ по имени Роберт Г. Кэмпбелл (Robert H. Campbell) работал на Courier-Journal. По словам высокопоставленных источников в ЦРУ, Кэмпбелл был официально нанят по соглашению Агентства с Норманом Е. Айзексом (Norman E. Isaacs), в последствии ответственным редактором Courier-Journal. Барри Бингаму старшему (Barry Bingham Sr.), в то время бывшему издателем газеты также было известно о договоренности, сообщили источники. Оба, Айзекс и Бингам, отрицали, что им было известно, что Кэмпбелл был разведчиком, когда был принят на работу.

Сага о найме Кэмпбелла была впервые озвучена в истории Courier-Journal, написанной Джеймсом Р Херцогом (James R Herzog), 27 марта 1976 года в ходе расследования сенатского комитета. Херцог начал так: "Когда 28-ти летний Роберт Г. Кэмпбелл был нанят в качестве репортера Courier-Journal в декабре 1964 года, он не умел печатать и мало что знал о написании новостей". В отчете того времени цитируется бывший главный редактор газеты, который утверждал, что Айзекс сказал ему, что Кэмпбелл был нанят по просьбе ЦРУ: "Норман сказал, что, когда он был в Вашингтоне [в 1964 году], он был вызван на обед с каким-то его другом, который был из ЦРУ [и что] он хотел бы, чтобы этот молодой человек получил знания о журналистском деле. "Все аспекты найма Кэмпбелла были весьма необычными. Не были предприняты никакие усилия для проверки его профессиональной пригодности, и его послужной список содержал лишь два следующие две заметки: "У Айзекса есть договоренность и информация об этом человеке", и: "Нанят на временную работу, проверка послужного списка не проводилась и не требуется".

5. Американская вещательная корпорация (АВС) и Национальная вещательная корпорация (NBC). По данным ЦРУ, ABC продолжала прикрывать некоторых сотрудников ЦРУ в течение 60-х годов. Одним из них был Сэм Яаффе (Sam Jaffe), который, по словам высокопоставленных сотрудников ЦРУ, выполнял тайные задачи Агентства. Яаффе признал только то, что предоставлял ЦРУ информацию. Кроме того, еще один известный корреспондент корпорации выполнял скрытые задачи Агентства, сообщили источники в ЦРУ. Во время Сенатских разбирательств чиновники Агентства, служившие на самых высоких постах отказались дать информацию, сохраняет ли ЦРУ активные отношения с работниками ABC-News. Все договоренности о прикрытии были достигнуты с высшими руководителями ABC, сообщили источники.

Эти же источники заявили, что имеют информацию о взаимоотношениях Агентства с NBC и помимо того, что некоторые иностранные корреспонденты сети выполняли некоторые задания для агентства в 50-х и 60-х годах. "Люди делали подобные вещи в то время," - сказал Ричард Вальд (Richard Wald), президент NBC News с 1973 года. - "Я не удивлюсь, если некоторые люди, в том числе некоторые из корреспондентов, в те дни были связаны с Агентством".

6. Copley Press и ее дочерняя Copley News Service. Эти отношения (впервые раскрытые публике журналистами Джо Тренто (Joe Trento) и Дэйвом Романом (Dave Roman) в журнале Penthouse), по словам сотрудников ЦРУ, были одними из самых продуктивных в Агентстве с точки зрения получения "внешнего" прикрытия для своих сотрудников. Copley владеет девятью газетами в Калифорнии и Иллинойсе, среди которых San Diego Union и Evening Tribune. В соответствии с исследованием Тренто – Романа, которое было профинансировано за счет гранта Фонда журналистских расследований, утверждалось, что, по крайней мере, двадцать три сотрудника службы новостей Copley выполняли работу для ЦРУ. "Сотрудничество Агентства с Copley настолько обширно, что в этом практически невозможно разобраться", - сказал сотрудник ЦРУ, которому задали вопрос об этих отношениях в конце 1976 года. Другие официальные лица Агентства заявили тогда, что Джеймс С. Копли (James S. Copley), владелец медиасети вплоть до своей смерти в 1973 году, лично договаривался о прикрытии с ЦРУ.

Согласно Тренто и Роману, Копли лично предложил свою новостную службу тогдашнему президенту Эйзенхауэру в качестве "глаз и ушей" против "коммунистической угрозы в Латинской и Центральной Америке" "нашим спецслужбам". Джеймс Копли также стоял за кулисами Межамериканской ассоциации прессы, организации со значительным участием правых редакторов газет Латинской Америки и финансируемой ЦРУ.

7. Другие крупные новостные организации. По данным официальных лиц ЦРУ, архивы Агентства содержат документы о сотрудничестве по прикрытию среди прочих, со следующими новостными организациями: New York Herald-Tribune, Saturday-Evening Post, Scripps-Howard Newspapers, Hearst Newspapers (Сеймур К. Фрейдин (Seymour K. Freidin), в настоящее время являющийся начальником Лондонского бюро Hearst и бывший редактор и корреспондент Herald-Tribune, был признан сотрудником ЦРУ источниками в Агентстве), Associated Press, United Press International, Mutual Broadcasting System, Reuters и Miami Herald. Договоренности о прикрытии с Herald, по мнению сотрудника ЦРУ были необычны тем, что они были сделаны "в поле", отделением ЦРУ в Майами, а не в штаб-квартире ЦРУ.

"И это только малая часть списка", - сказал один чиновник, который служил в верхах ЦРУ. Как и многие другие источники, этот чиновник сказал, что единственный способ положить конец неопределенности в отношении помощи, оказанной Агентству журналистами – рассекретить содержание архивов ЦРУ. Но с таким развитием событий не согласны почти все из тридцати пяти нынешних и бывших сотрудников ЦРУ, опрошенных в течение года.

КОЛБИ МИНИМИЗИРУЕТ ПОТЕРИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ ЦРУ ПРОДОЛЖАЛОСЬ ПРАКТИЧЕСКИ не ослабевая вплоть до 1973 года, когда в ответ на обнародование информации о том, что Агентство тайно сотрудничало с американскими журналистами, Уильям Колби (William Colby) начал сворачивать программу. В своих публичных заявлениях Колби пытался создать впечатление, что использование журналистов было минимальным и имело ограниченное значение для Агентства.

Он инициировал ряд шагов целью убедить прессу, Конгресс и общественность, что ЦРУ вышло новостного бизнеса. Но, по словам сотрудников Агентства, Колби на самом деле набросил своего рода маскировочную сетку на ценных информаторов в журналистском сообществе. Он приказал своим заместителям поддерживать связи Агентства со своими лучшими контактами в журналистской среде, официально объявив о разрыве отношений, на самом деле сделав это только с неактивными, относительно непродуктивными или лишь незначительно важными. Пересматривая архивы Агентства, в соответствии с директивой Колби, чиновники обнаружили, что многие журналисты не выполняли полезных функций для ЦРУ в последние годы. Такие контакты, возможно более сотни, были прекращены в период между 1973 и 1976 годами.

Между тем, важным оперативникам ЦРУ, которые были внедрены в штат некоторых крупных газет и телестанций, было приказано уйти в отставку и стать нештатниками или фрилансерами, что позволило Колби утверждать, что редакторы и штатные работники СМИ не являются сотрудниками ЦРУ. Кроме того, Колби опасался, что прикрытие некоторых ценных нештатников-оперативников могло быть вскрыто, если исследование связей Агентства с журналистами будет продолжаться. Некоторые из этих лиц были переведены на работу в так называемые "собственные" издания – зарубежные периодические издания и телестанции, тайно финансируемые и работающие на ЦРУ. Другие журналисты, с которыми были подписаны официальные договоры, делавшие их сотрудниками Агентства, были освобождены от своих контрактов, и их попросили продолжать работу в менее формальных условиях.

В ноябре 1973 года, после того, как большинство этих изменений было сделано, Колби заявил журналистам и редакторам New York Times и Washington Star, что в Агентстве на зарплате работало "около трех десятков" американских журналистов, в том числе пять из них работало в "новостных организациях общего тиража". Тем не менее, даже во время расследования Сенатского комитета по разведке, проводившего свои слушания в 1976 году, по словам высокопоставленных источников ЦРУ, Агентство продолжало поддерживать связи с 75-90 работниками СМИ всех мастей – менеджерами, журналистами, нештатниками, фотографами, обозревателями, служащими и техническими работниками. Более половины из них были освобождены от контрактной работы и перестали получать заработную плату в ЦРУ, но они все остались связанными другими секретными соглашениями с Агентством. Согласно неопубликованному докладу Комитета палаты по разведке под председательством члена палаты представителей Отиса Пайка (Otis Pike) в 1976 году, по крайней мере пятнадцать новостных организаций по-прежнему оказывали услуги по прикрытию для оперативников ЦРУ.

Колби, который снискал репутацию одного из самых опытных тактиков работы под прикрытием за всю историю ЦРУ, сам руководил работой журналистов в тайных операциях, прежде чем стать директором в 1973 году. Но даже он, как говорили его ближайшие соратники, был обеспокоен тем, как широко и, по его мнению, без разбора Агентство по-прежнему использовало журналистов в то время, когда он стал директором. "Слишком бросается в глаза," - не раз говорил Колби о некоторых лицах и новостных организациях, работающих с ЦРУ. Другие в агентстве называли своих самых известных журналистов – наша "торговая марка".

"Озабоченность Колби, состояла в том, что он может потерять важный ресурс целиком, не смотря на то, что Агентство стало немного более осторожнее в том, кого мы использовали и как мы их вербовали", - пояснил один из заместителей бывшего директора. Дальнейшие действия Колби были направлены на то, чтобы удалить работников Агентства "под прикрытием" из так называемого "крупняка" и сконцентрировать их в небольших газетах, телевизионных компаниях и таких специализированных изданиях, как профессиональные журналы и информационные бюллетени.

После того как Колби покинул место главы Агентства 28 января 1976 года, и его на этом посту сменил Джордж Буш (George Bush), ЦРУ объявило о новой политике: "С этого момента ЦРУ не будет вступать в любые оплачиваемые или договорные отношения с любым новостным корреспондентом, работающим полный или неполный рабочий день, аккредитованным любой американской службой новостей, газетой, журналом, радио- или телевизионной сетью или станцией". В то время, когда это объявление было сделано, Агентство признало, что эта политика может привести к прекращению отношений с примерно половиной из 50 журналистов в США, которые по-прежнему связаны с Агентством. В тексте объявления было отмечено, что ЦРУ будет продолжать "приветствовать" добровольное и безвозмездное сотрудничество журналистов. Таким образом, многие контакты не были прерваны.

Нежелание агентства отказаться от использования журналистов и продолжение отношений с некоторыми руководителями новостных агентств в значительной степени является результатом двух основных фактов разведывательной игры: первый – журналистское прикрытие является идеальным, поскольку характер работы журналиста подразумевает под собой любознательность. И второй – многие другие источники институционального прикрытия, такие как бизнес, фонды и образовательные учреждения, которые когда-то сотрудничали с Агентством, отказали в поддержке ЦРУ в последние годы.

"Трудно управлять секретным агентством в этой стране", - объяснил один высокопоставленный сотрудник ЦРУ. - "У нас существует удивительная двойственность в отношении разведки. Для того чтобы действовать за границей, нам нужно покрытие. Но нам приходится вести арьергардные бои, чтобы попытаться обеспечить себе прикрытие. Корпус Мира для нас закрыт так же, как и USIA (Информационное агентство США), фонды и общественные организации закрыты с 1967 года, кроме того, существует добровольный запрет на прикрытие от Fulbrights [программа Фулбрайта]. Если взять американское общество и посмотрите, кто может работать на ЦРУ, а кто не может, то поймете, имеется очень небольшой потенциал. Даже дипломатическая служба не хочет сотрудничать с нами. Так куда же, черт возьми, нам деваться в этом случае? Бизнес – это хорошо, но пресса является естественным выходом. Один журналист стоит двадцати агентов. Он имеет доступ везде и возможность задавать вопросы, не вызывая подозрений".

РОЛЬ КОМИТЕТА ЧЁРЧА

НЕСМОТРЯ НА СВИДЕТЕЛЬСТВА ШИРОКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦРУ журналистов, Комитет Сената по разведке и его сотрудники отказались от допроса журналистов, редакторов, издателей или руководителей теле и радиостанций, чьи отношения с Агентством подробно описаны в файлах ЦРУ.

По данным источников в Сенате и Агентстве, использование журналистов было первой из двух областей расследования, которое ЦРУ пыталось всеми силами ограничить. Второй такой областью было постоянное и широкое использование Агентством ученых в целях вербовки и сбора информации.

В обоих случаях, как сообщили источники, бывшие директора Колби и Буш и специальный советник ЦРУ Митчелл Роговин (Mitchell Rogovin), смогли убедить ключевых членов комиссии, что полное расследование или даже ограниченное обнародование размаха подобной деятельности могло бы нанести непоправимый ущерб разведывательному аппарату страны, а также репутации сотен людей. Колби, как сообщается, был особенно убедителен, утверждая, что раскрытие информации приведет к "охоте на ведьм", в которой жертвами станут журналисты, издатели и редакторы.

Расследованием Сенатского комитета об использовании журналистов руководил Уильям Бадер (William B. Bader), бывший офицер разведки ЦРУ, который ненадолго вернулся в Агентство в этом году в качестве заместителя директора ЦРУ Стэнсфилда Тернера (Stansfield Turner), а теперь является высоким чиновником по вопросам разведки в Министерстве обороны. Бадеру помогал Дэвид Аарон (David Aaron), который сейчас является заместителем Збигнева Бжезинского, советника по национальной безопасности президента Картера.

Расследование Бадер проводил в необычайно сложных условиях. Его первый запрос о получении конкретной информации по использованию журналистов был отвергнут ЦРУ на том основании, что с одной стороны, злоупотреблений властью не было, а с другой, если ответ на запрос будет дан, то может быть скомпрометирована текущая деятельность разведки. Сенаторы Вальтер Хаддлестон (Walter Huddleston), Говард Бейкер (Howard Baker), Гэри Харт (Gary Hart), Уолтер Мондейл (Walter Mondale) и Чарльз Матиас (Charles Mathias), которые выразили интерес к теме сотрудничества прессы и ЦРУ разделяли разочарование Бадера по поводу реакции ЦРУ. В серии телефонных звонков и встреч с директором ЦРУ Джорджем Бушем и другими должностными лицами Агентства сенаторы настаивали на том, чтобы сотрудникам комитета была предоставлена информация о размахе сотрудничества ЦРУ с прессой. Наконец Буш согласился начать поиск архивных материалов по операциям, где были использованы журналисты. Но Буш настоял на том, что исходные файлы не могут быть предоставлены Бадеру или членам комитета. Вместо этого директор ЦРУ решил, что его заместители сделают из документов выжимки объемом в один абзац, описав в самых общих чертах деятельность каждого отдельного журналиста. Самое главное, Буш постановил, что имена журналистов и названия новостных организаций, с которыми они были связаны, будут исключены из этих резюме. Тем не менее, в них может быть дано некоторое представление о регионе, где журналист выполнял задание и общее описание типа новостной организации, в которой он работал.

Через несколько недель Бадер начал получать резюме, число которых приблизилось к 400 к тому времени, когда Агентство заявило, что просмотрены все документы.

Агентство играло в интригующую игру чисел с комитетом. Те, кто готовил материалы, говорили, что физически невозможно просмотреть все файлы агентства по использованию журналистов. "Мы дали им широкую, репрезентативную картину", - сказал один чиновник ведомства. - "Мы никогда не делали вид, что это будет подробное описание ряда мероприятий, проведенных в течение 25 лет, или названо количество журналистов, которые делали для нас работу". Относительно небольшое число резюме рассказало о деятельности иностранных журналистов, в том числе тех, кто работал нештатно для американских изданий. Осведомленные о предмете чиновники говорили, что 400 журналистов является лишь малой толикой реального количества тех, кто имел скрытые связи и выполнял тайные поручения.

Бадер и те, кому он описал содержание резюме, сразу сделали некоторые общие выводы: количество тайных отношений с журналистами было гораздо больше чем то, на которое ЦРУ когда-либо намекало, кроме того использование Агентством журналистов и руководителей новостных агентств было разведывательном активом первой величины. Репортеры были вовлечены почти во все мыслимые виды деятельности. Из 400 с лишним лиц, деятельность которых была обобщена, около 200 или 250 были "работающими журналистами" в обычном смысле этого слова – журналисты, редакторы, корреспонденты, фотографы, а остальные были заняты (по крайней мере номинально) в книжных издательствах, отраслевых изданиях и информационных бюллетенях.

Беспокойство Бадера в связи с тем, что он нашел, заставило его проконсультироваться с несколькими опытными специалистами в области внешних связей и разведки. Они настаивали на том, что он должен требовать более подробную информацию и передать тем членам комитета, в которых он был более всего уверен, общее представление о том, что находилось в этих резюме. Бадер снова встретился с сенаторами Хаддлестоном, Бейкером, Хартом, Мондейлом и Матиасом. Между тем, он сообщил ЦРУ, что хотел бы видеть более полные документы на примерно сто человек из всех тех, деятельность которых была обобщена в резюме. Его ходатайство было отклонено сразу. Агентство не будет предоставлять никакой дополнительной информации по этому вопросу. Точка.

Непримиримость ЦРУ привела к внеочередному заседанию во время ужина в штаб-квартире ЦРУ в конце марта 1976 года. В числе присутствующих кроме сенаторов Фрэнка Чёрча, (который уже был проинформирован Бадером) и Джона Тауэра (John Tower) были вице-председатель комитета Бадер, Уильям Миллер (William Miller), управляющий персоналом комитета, директор ЦРУ Буш, адвокат Агентства Роговин (Rogovin) и Сеймур Болтен (Seymour Bolten), оперативник ЦРУ высокого уровня, который в течение многих лет был начальником отделения в Германии и оперативным сотрудником при Вилли Брандте (Willy Brandt). Болтен был назначен Бушем иметь дело с заявками Комитета по информации на журналистов и ученых. На ужине Агентство подтвердило свой отказ предоставить любые полные документы. Также ЦРУ не собиралось давать комиссии имена всех журналистов или названия информационных агентств, информация о которых приводилась в тех 400 резюме. Обсуждение, по мнению участников, было очень жарким.

Наконец, было выработано весьма необычное соглашение: Бадеру и Миллеру будет разрешено рассмотреть "вычищенные" версии полных досье двадцати пяти журналистов, выбранных по резюме, но имена журналистов и новостных организаций, на которые они работали, будут вымараны, как и имена других сотрудников ЦРУ, упомянутых в документах. Чёрчу и Тауэру будет разрешено просмотреть оригинальные версии пяти из двадцати пяти досье, чтобы засвидетельствовать, что ЦРУ не скрывает ничего кроме имен. Вся сделка зависела от соглашения, что ни Бадер, ни Миллер, ни Чёрч и Тауэр не раскроют содержимое документов другим членам комиссии или ее сотрудникам.

После прочтения двадцати пяти файлов, у Бадера появился неизбежный вывод об огромном размахе сотрудничества ЦРУ с журналистами и издателями в 50-х, 60-х и даже начале 70-х годов, что в этот круг попали самые видные представители американской прессы, в том числе четыре или пять крупнейших газет, вещательные сети и два основных еженедельных журнала. Несмотря на отсутствие имен и названий из двадцати пяти подробных досье (толщина каждого составляла от трех до одиннадцати дюймов) можно было, как правило, почерпнуть достаточно информации, чтобы примерно определить, кто этот журналист, и где он работает, особенно потому, что многие из них занимали видное место в своей профессии.

По иронии судьбы, одно крупное новостное агентство, которое установило ограничения на свои отношения с Агентством, по мнению ЦРУ, находилось в самой прямой близости к долгосрочной политике и целям Агентства: U.S. News and World Report. Покойный Дэвид Лоуренс (David Lawrence), журналист и основатель U.S. News and World Report, был близким другом Аллена Даллеса. Но он неоднократно отвечал отказом на просьбы директора ЦРУ использовать журнал для целей прикрытия, сообщил источник. В какой-то момент, по информации высокопоставленных чиновников ЦРУ, Лоуренс отдал приказ редакторам отделов, в котором он пригрозил уволить любого сотрудника U.S. News, который будет изобличен в официальных отношениях с Агентством. Бывшие руководители редакции подтвердили, что такой приказ был издан. Источники в ЦРУ отказались сообщить, однако, остался ли журнал вне сферы деятельности Агентства после смерти Лоуренса в 1973 году или приказ Лоуренса был нарушен.

Между тем Бадер попытался получить более подробную информацию от ЦРУ, в частности, о текущих отношениях Агентства с журналистами. Он столкнулся с каменной стеной. "Буш не сделал ничего, по сей день," - говорил Бадер окружающим. - "Ни одна из важных операций не находится под угрозой даже в незначительной степени". ЦРУ также отказалось выполнить просьбы о предоставлении дополнительной информации по использованию ученых. Буш начал призывать членов комитета сократить свои запросы в обеих областях и скрыть свои выводы в окончательном докладе. "Он все время говорил: "Не трахайте этих ребята из прессы и из кампусов", утверждая, что они единственные во всех сферах общественной жизни, к кому еще осталось доверие", - сообщил источник в Сенате. Колби, Элдер и Роговин также просили некоторых членов комиссии сохранить в тайне то, что они нашли. "Было мнение, что если эти материалы получат огласку, то будут скомпрометированы самые большие имена в журналистике", - сказал другой источник. Раскрытие отношений ЦРУ с журналистами и учеными, как опасалось Агентство, закроет два из немногих оставшихся источников набора агентов.

Как бы то ни было, в результате выводы расследования сенатского комитета в области использования журналистов сознательно были похоронены. Они не стали известны ни всем членам комитета, ни Сенату, ни общественности. "Были разногласия о том, как относиться к этой теме", - объяснил один из источников. - "Некоторые [сенаторы] считали, что это были нарушения, которые должны быть устранены, но были и те, кто сказал: "Мы не знаем, плохо это или нет"."

Результаты этого исследования Бадер никогда не обсуждал с полным составом комитета, даже на закрытом заседании. Это могло привести к утечке, особенно с учетом взрывного характера фактов. С начала расследования, проводимого комитетом Чёрча, возможность утечки была крупнейшим коллективным страхом, представлявшим реальную угрозу для миссии. При малейших признаках утечки ЦРУ могло обрезать поток конфиденциальной информации (как это было несколько раз в других случаях), утверждая, что комитет не может хранить тайну. "Все было так, как будто расследовалась наша деятельность, а не ЦРУ", - сказал один из членов комитета. Если бы истинные масштабы использования Агентством журналистов были опубликованы в финальном докладе комитета, это вызвало бы фурор в прессе и Сенате. И привело бы к серьезному давлению на ЦРУ с целью заставить его отказаться от использования журналистов в целом. "Мы просто не были готовы пойти на этот шаг", - сказал один сенатор. Аналогичное решение было принято для сокрытия результатов расследования об использовании ученых. Бадер, который руководил обоими расследованиями, согласился на такое решение и подготовил эти разделы окончательного доклада комитета. Раздел, находящийся на 191 - 201 страницах, имеет заглавие "Скрытые отношения со средствами массовой информации Соединенных Штатов". "Этот раздел не содержит всего того, что мы нашли", - заявил сенатор Гэри Харт (Gary Hart). - "По поводу того, что будет опубликовано, были длительные и сложные переговоры [с ЦРУ]".

Скрывать факты было относительно просто. Никаких упоминаний о 400 резюме или о том, что было в них. Вместо этого в докладе скромно отмечается, что комитетом были изучены около пятидесяти недавних контактов с журналистами, и таким образом создавалось впечатление, что отношения Агентства с прессой было ограничено только этими случаями. Документы Агентства, упомянутые в докладе, содержат мало доказательств того, что редакционный состав американских новостных агентств был втянут в отношения ЦРУ с журналистами. Вводящие в заблуждение публичные заявления Колби по поводу использования журналистов повторялись без серьезных возражений или уточнений. Роль сотрудничества руководителей новостных компаний была практически не освещена. Тот факт, что Агентство сосредоточило свои усилия на самых видных СМИ, прошел незамеченным. То, что ЦРУ продолжало относиться к прессе как к возможному полю своей деятельности даже не было предположено.

Читать начало «ЦРУ и средства массовой информации»

Перевод: Арвид Хоглунд

специально для сайта «Война и Мир» www.warandpeace.ru


Дата публикации: 22/04/2012 года

Тэги:  ЦРУСША

загрузка...

Другие статьи по теме:

Комментарии

Добавить комментарий
Чтобы добавить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь



Уже более трех лет Европа и США пытаются как-то надавить на Россию с помощью необъявленной экономической войны, именуемой «санкциями». Однако подобные меры приводят лишь к тому, что расшатывают мировую экономику, тонкий баланс, позволяющий в этом нестабильном мире всем зарабатывать деньги. Причем с годами эта нестабильность лишь нарастает
Как антироссийские санкции провоцируют мировой экономический кризис

Уже более трех лет Европа и США пытаются как-то надавить на Россию с помощью необъявленной экономической войны, именуемой «санкциями». Однако подобные меры приводят лишь к тому, что расшатывают мировую экономику, тонкий баланс, позволяющий в этом нестабильном мире всем зарабатывать деньги. Причем с годами эта нестабильность лишь нарастает

загрузка...